Стекло - один из древнейших материалов, известных человеку. Примерно за 4000 лет до Р.Х. появились глазурованные гончарные изделия с гладким стекловидным покрытием, Первая стеклянная посуда относится к 1500 году до Р.Х.

Варили стекло и в Киевской Руси. Однако, монголо-татарское иго на несколько веков остановило развитие стекольного производства, и вновь оно возродилось в России s XVII веке на основе традиций европейского стеклоделия.

 

В 1634-39 годах в селе Духанине под Москвой шведский мастер Юлий Койет построил первый стекольный завод, который выпускал оконное стекло и аптекарскую посуду.
В 1669 году по указу царя Алексея Михайловича построен стекольный завод в Измайлове. Здесь производили роскошные изделия для царского двора. Особенно ценились в то время «потешные» сосуды, выполненные иноземными мастерами и их русскими учениками в традициях тонкого и изящного венецианского стекла. Кубки «шутихи» отличались затейливыми лепными украшениями и снабжались системой полых стержней со своим секретом.

С возникновением новой столицы центр стекольного производства переносится в Петербург. В первой половине XVIII столетия здесь существовало уже несколько заводов: Ямбургский и Жабинский под Петербургом, а в начале 1730-х годов построили завод и в самой столице. Петербургские заводы выпускали преимущественно высокие торжественные кубки из бесцветного стекла, украшенные матовой гравировкой с изображениями портретов царствующих особ, с гербами и вензелями, со всевозможными эмблемами, с растительным орнаментом» Декоративность изделий усиливалась позолотой.


Многие достижения русского стеклоделия связаны с открытием цветного стекла. Рецептура была разработана М.В. Ломоносовым на Усть-Рудицкой фабрике, а затем эта технология распространилась по всем заводам России. К концу XVIII века в моде было рубиновое, синее, фиолетовое, зеленое, бирюзовое, мраморное и молочное стекло. Для окраски использовались в основном окислы различных металлов. Особенно ценилось рубиновое стекло, имевшее оттенки от нежного розового до алого. В его состав для окраски вводилось золото. Изделия из цветных стекол расписывали золотом и серебром.


К разновидностям цветных стекол в XVIII веке относили и молочное стекло, которое внешне напоминает фарфор и, в сущности, подражает ему. Иногда молочное стекло было плотным, «густым», но чаще выпускалось стекло полупрозрачное, имеющее мягкую, светящуюся поверхность. Это придавало особую светоносность полихромией эмалевой росписи, которой оно украшалось. Расцвет художественного стеклоделия в России приходится на первую треть XIX столетия. Появился только что изобретенный бесцветный свинцовый хрусталь, обладающий особым блеском, прозрачностью и твердостью. Толстостенные сосуды стали украшать глубокой резьбой. Разные геометрические фигуры напоминали обработку драгоценных камней. Отсюда и название - алмазная грань. Изделия из хрусталя отличались торжественностью и монументальностью. Императорский завод в Петербурге выпускал в это время большие вазы, оправленные в золоченую бронзу, торшеры высотой в несколько метров, люстры для украшения столичных дворцов.


Появилось стекло с росписью прозрачными эмалями (в отличие от непрозрачных эмалей XVIII века). Различные бытовые предметы:
- флаконы, стаканы, чернильные приборы, графины;
- украшенные резьбой и позолотой, благодаря просвечивающей нежной росписи эмалями приобретали прелестный, интимный характер.
Любопытны изделия, украшенные печатным рисунком - портретами членов царской фамилии, сценами на исторические, мифологические, литературные сюжеты. Подобный прием впоследствии стал широко применяться при выпуске массовых изделий.
Изделия из двух, а порой и трехслойного стекла различных цветов, обрабатывались шлифовкой, снимающей последовательно слой за слоем. На поверхности появлялся разноцветный орнамент.


Императорский завод и в XIX веке выпускает крупные, сложные в техническом отношении произведения, требующие высокого мастерства от стеклодувов и художников-декораторов. Характерный пример - ваза темно-зеленого стекла, состоящая из двух частей, скрепленных стержнем. Роспись золотом в модном в то время неогреческом стиле.


Во второй половине XIX столетия некоторые заводы, выпускающие высокохудожественные изделия, сокращают производство как нерентабельные. Преуспевают предприятия, производящие более дешевую, массовую продукцию. Это прежде всего Дятьковский и Гусь Хрустальный заводы, а также заводы Мальцовых.
На цветной вкладке показано лишь несколько образцов изделий из стекла работы русских мастеров.









Оставить заявку:
Оставьте свои контактные данные и мы свяжемся с вами в ближайшее время.